Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу в 10-11 классах разработана на основе следующих документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования по информатике, утвержденного приказом Министерства образования и науки
РФ от 05.03. 2004 года № 1089.
2. Программы по информатике для 10 класса (профильный уровень); автор: Семакин И. Г. , Хеннер Е.К., Шейн Т.Ю. (Методическое пособие для учителей. / М.: БИНОМ.
Лаборатория Знаний, 2018).
3. Программы по информатике для 10 и 11 класса (базовый уровень); автор: Семакин И. Г. , Хеннер Е.К., Шейн Т.Ю. (Методическое пособие для учителей. / М.: БИНОМ.
Лаборатория Знаний, 2018).
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что
ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий (УУД) для
среднего общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности кадет, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы,
ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать
материал. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать
свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и
письменной форме, вступать в диалог и т. Д) В программе предложен авторский подход в
части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся.
Учебный курс «Практикум по информатике» основан на повторении, систематизации и углублении знаний, полученных ранее. Целью предлагаемой программы является
обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме. Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления обучающихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность обучающихся.
Слушателями этого курса могут быть обучающиеся различного профиля обучения.
Цели курса:
Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса информатики.
Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений.
Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
Совершенствование математической культуры и творческих способностей кадет.
Задачи курса:
Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по информатике. Формирование устойчивого интереса обучающихся к предмету.
Подготовка к обучению в ВУЗе.
Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач.
Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в
незнакомой ситуации.
Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
2
Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы. Место предмета в базисном учебном плане учебный курс «Практикум по информатике» рассчитан на 34 часа по
1 часу в неделю в течение учебного года.
Описание форм и методов контроля достижения планируемых результатов.
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся является важным элементом
процесса обучения и воспитания, ею определяется результативность, эффективность обучения. Контроль знаний кадет открывает большие возможности для совершенствования
процесса обучения, поскольку проверка как действенное средство борьбы за прочные и осознанные знания обучающихся позволяет лучше изучить кадет, их индивидуальные особенности.
Наиболее точно и качественно оценивать знания обучающихся позволяет разнообразие видов и форм контроля. Как ни в каком другом учебном предмете в информатике
необходимо различать теоретические знания с практическими навыками работы. В качестве
основных (традиционных) методов проверки теоретических знаний можно использовать
устный опрос, письменную проверку, тестирование; для оценивания практических навыков
– практическую работу. Все чаще на уроках информатики используются такие нетрадиционные формы контроля как рефераты, конкурсные проекты, дидактические игры. В качестве итогового контроля может служить проект, отражающий как теоретические знания
обучающихся, так и уровень прикладных навыков работы с различными программными
продуктами.
10 класс – 34 часа, 11 класс – 34 часа
Формы организации занятий:
•
Предметные недели;
•
Библиотечные уроки;
•
Деловые беседы;
•
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
•
Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
3
Содержание программы – 10 класс (34 часа)
№
Разп/п
дел
1 Информационное
моделирование
Итого
2. Работа
с
текстовыми файлами
3.
4
5
6
7
Итого
Кодирование и декодирование
информации
Итого
Системы
счисления
Итого
Информационные и
коммуникационные
технологии
Итого
Основы
логики
Итого
Комбинаторика
Итого
Кол-во
часов
1
1
1
1
4
1
Содержание
Понятие модели. Типы и формы представления.
Информационная модель, виды, формализация.
Анализ информационных моделей
Решение практической задачи.
1
Структура текстового файла. Поиск информации в текстовом
файле
Поиск слова в текстовом документе.
2
1
1
1
Понятие кодирования и декодирования
Условие Фано
Решение практических задач.
3
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
5
Позиционный принцип в системах счисления.
Двоичная, 8-я, 16-я системы счисления.
Переводы и связь между системами счисления.
Разработка алгоритмом перевода для компьютера.
Решение задач по теме «Анализ алгоритмов для исполнителей»
Решение задач по теме «Позиционные системы счисления»
Решение практических задач.
Обработка графической информации.
Цифровое кодирование звука.
Обработка информации в электронных таблицах.
Телекоммуникационные технологии.
IP-адреса и маски
Решение заданий по теме «Информационные и коммуникационные технологии».
Построение таблиц истинности логических выражений.
Преобразование логических выражений.
Решение задач по теме «Таблицы истинности логических выражений»
Решение задач по теме «Истинность логического выражения»
Основы комбинаторики. Перестановки, сочетания и размещения
Подсчет количества слов с ограничениями
Слова по порядку
Разработка алгоритма решения задач на комбинаторику
Решение задач по теме «Комбинаторика»
4
8
Тренинг по
вариантам
Итого
Итого
1
1
1
3
34
Решение заданий базового и повышенного уровней сложности
разных типов.
Решение заданий высокого уровня сложности.
Итоговая работа.
5
Содержание программы – 11 класс (34 часа)
№
Разп/п
дел
1 Информационные
технологии
2.
3.
4
Итого
Алгоритмизация и
программирование
Итого
Файлы
Итого
Тренинг по
вариантам
Итого
Итого
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
6
34
Содержание
Поиск информации в реляционных базах данных.
Работа с таблицами.
Робот-сборщик монет
Многопроцессорные системы
Выигрышная стратегия.
Повторение. Решение задач.
Машина Тьюринга
Модуль turtle
Определение результатов работы простейших алгоритмов
Модуль itertools
Составление программ на комбинаторику
Модуль ipaddress
Составление программ на ip-адреса
Обработка целочисленной информации. Маска числа
Обработка целочисленной информации. Поиск делителей.
Обработка целочисленной информации. Сортировка
Рекурсивные алгоритмы
Перебор вариантов, построение дерева
Выигрышная стратегия
Повторение. Решение задач
Файлы в python.
Списки.
Обработки числовой последовательности
Обработка символьных величин (копирование, удаление,
вставка, сортировка, сцепление, сравнение).
Обработка символьных строк
Анализ данных
Решение практических задач.
Повторение. Решение задач
Решение заданий базового уровня сложности разных типов.
Решение заданий среднего уровня сложности разных типов.
Решение заданий высокого уровня сложности.
Решение задач разного уровня сложности.
Повторение. Решение задач
Итоговая работа.
6
№ п/п
1.
2.
3.
4.
Тема занятия
Тематическое планирование (10 класс)
Всего
В том числе
Формы
часов
внеурочной
Теория Практика
деятельности
Информационное моделирование
Понятие модели. Типы и
1
1
формы представления.
Информационная мо1
1
дель, виды, формализация.
Анализ информационных
1
моделей
Решение практической
1
задачи.
1
1
Лекции; Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические
упражнения
Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
(РЭШ,
https://fg.resh.ed
u.ru/), электронный образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv.ru/func/)
https://education.
yandex.ru/lab/clas
ses/1047146/librar
y/informatics/the
me/48268/
5.
6.
Работа с текстовыми файлами
Структура
текстового
1
1
файла. Поиск информации в текстовом файле
Поиск слова в текстовом
1
документе.
1
Лекции; Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические
упражнения
(РЭШ,
https://fg.resh.ed
u.ru/), электронный образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv.ru/func/)
https://education.
yandex.ru/lab/clas
ses/1047146/librar
y/informatics/the
me/48268/
7.
8.
9.
Кодирование и декодирование информации
Понятие кодирования и
1
1
декодирования
Условие Фано
1
Решение практических
1
задач.
1
1
Лекции; Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические
упражнения
(РЭШ,
https://fg.resh.ed
u.ru/), электронный образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv.ru/func/)
https://education.
yandex.ru/lab/clas
ses/1047146/librar
y/informatics/the
me/48268/
Системы счисления
7
10.
Позиционный принцип в
1
1
системах счисления.
11. Двоичная, 8-я, 16-я си1
1
стемы счисления.
12. Переводы и связь между
1
1
системами счисления.
13. Разработка алгоритмом
1
перевода для компьютера.
14. Решение задач по теме
1
«Анализ алгоритмов для
исполнителей»
15. Решение задач по теме
1
«Позиционные системы
счисления»
16. Решение практических
1
задач.
Информационные и коммуникационные технологии
17. Обработка графической
1
информации.
18. Цифровое кодирование
1
звука.
19. Обработка информации в
1
электронных таблицах.
20. Телекоммуникационные
1
1
технологии.
21. IP-адреса и маски
1
22. Решение заданий по теме
1
«Информационные
и
коммуникационные технологии».
23.
24.
25.
26.
27.
Основы логики
Построение таблиц ис1
тинности логических выражений.
Преобразование логиче1
ских выражений.
Решение задач по теме
1
«Таблицы истинности логических выражений»
Решение задач по теме
1
«Истинность логического
выражения»
Комбинаторика
Основы комбинаторики.
1
Перестановки, сочетания
и размещения
1
Лекции; Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические
упражнения
(РЭШ,
https://fg.resh.ed
u.ru/), электронный образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv.ru/func/)
https://education.
yandex.ru/lab/clas
ses/1047146/librar
y/informatics/the
me/48268/
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Лекции; Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические
упражнения
(РЭШ,
https://fg.resh.ed
u.ru/), электронный образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv.ru/func/)
https://education.
yandex.ru/lab/clas
ses/1047146/librar
y/informatics/the
me/48268/
Практические
упражнения
(РЭШ,
https://fg.resh.ed
u.ru/), электронный образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv.ru/func/)
https://education.
yandex.ru/lab/clas
ses/1047146/librar
y/informatics/the
me/48268/
1
Лекции; Дело- (РЭШ,
вые беседы;
https://fg.resh.ed
8
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Подсчет количества слов
с ограничениями
Слова по порядку
Разработка алгоритма решения задач на комбинаторику
Решение задач по теме
«Комбинаторика»
1
1
1
1
1
1
1
1
Участие
в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические
упражнения
u.ru/), электронный образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv.ru/func/)
https://education.
yandex.ru/lab/clas
ses/1047146/librar
y/informatics/the
me/48268/
Тренинг по вариантам
Решение заданий базо1
вого и повышенного
уровней сложности разных типов.
Решение заданий высо1
кого уровня сложности.
Итоговая работа.
1
1
Практические
упражнения
1
1
(РЭШ,
https://fg.resh.ed
u.ru/), электронный образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv.ru/func/)
https://education.
yandex.ru/lab/clas
ses/1047146/librar
y/informatics/the
me/48268/
Итого: 34
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Тема занятия
9
25
Тематическое планирование (11 класс)
Всего
В том числе
Формы
часов
внеурочной
Теория Практика
деятельности
Информационные технологии
Поиск информации в ре1
ляционных базах данных.
Работа с таблицами.
1
Робот-сборщик монет
1
Многопроцессорные си1
стемы
Выигрышная стратегия.
1
Повторение. Решение за1
дач.
1
1
1
1
1
1
Лекции; Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические
упражнения
Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
(РЭШ,
https://fg.resh.ed
u.ru/), электронный образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv.ru/func/)
https://education.
yandex.ru/lab/clas
ses/1047146/librar
y/informatics/the
me/48268/
Алгоритмизация и программирование
Машина Тьюринга
1
1
9
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Модуль turtle
1
Определение результатов
1
работы простейших алгоритмов
Модуль itertools
1
Составление программ на
1
комбинаторику
Модуль ipaddress
1
Составление программ на
1
ip-адреса
Обработка целочислен1
ной информации. Маска
числа
Обработка целочислен1
ной информации. Поиск
делителей.
Обработка целочислен1
ной информации. Сортировка
Рекурсивные алгоритмы
1
Перебор вариантов, по1
строение дерева
Выигрышная стратегия
1
Повторение. Решение за1
дач
Файлы
Файлы в python.
1
Списки.
1
Обработки числовой по1
следовательности
Обработка символьных
1
величин (копирование,
удаление, вставка, сортировка, сцепление, сравнение).
Обработка символьных
1
строк
Анализ данных
1
Решение практических
1
задач.
Повторение. Решение за1
дач
Тренинг по вариантам
Решение заданий базо1
вого уровня сложности
разных типов.
Решение заданий сред1
него уровня сложности
разных типов.
Решение заданий высо1
кого уровня сложности.
1
1
1
1
1
1
Лекции; Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические
упражнения
(РЭШ,
https://fg.resh.ed
u.ru/), электронный образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv.ru/func/)
https://education.
yandex.ru/lab/clas
ses/1047146/librar
y/informatics/the
me/48268/
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Лекции; Деловые беседы;
Участие
в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические
упражнения
(РЭШ,
https://fg.resh.ed
u.ru/), электронный образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
(https://media.pro
sv.ru/func/)
https://education.
yandex.ru/lab/clas
ses/1047146/librar
y/informatics/the
me/48268/
1
1
1
1
1
1
1
10
Практические
упражнения
(РЭШ,
https://fg.resh.ed
u.ru/), электронный образовательный ресурс
издательства
«Просвещение»
32.
33.
34.
Решение задач разного
уровня сложности.
Повторение. Решение задач
Итоговая работа.
Итого: 34
1
1
(https://media.pro
sv.ru/func/)
1
1
1
1
https://education.
yandex.ru/lab/clas
ses/1047146/librar
y/informatics/the
me/48268/
6
28
11
Учебно-методическое обеспечение
1. Информатика. 10 класс. Базовый уровень: учебник Автор(ы): Босова Л. Л. / Босова
А. Ю.
2. Информатика. Базовый уровень. 10–11 классы. Компьютерный практикум Автор(ы):
Босова Л. Л. / Босова А. Ю. / Куклина И.Д. / Аквилянов Н.А. / Мирончик Е.А.
3. Информатика. 10 класс: самостоятельные и контрольные работы Автор(ы): Босова
Л. Л. / Босова А. Ю.
4.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. https://education.yandex.ru/lab/classes/1047146/library/informatics/theme/48268/ - Электронный ресурс «Яндекс учебник».
2. https://bosova.ru/books/740/10126/ - Информатика. 10 класс: самостоятельные и контрольные работы.
3. https://bosova.ru/books/740/18410/ - Информатика. 10–11 классы. Компьютерный практикум.
12