Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Спортивные игры» разработана в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижения планируемых результатов
освоения программы основного
общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений
курсов. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС
во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его
пределами.
Направленность программы –спортивно-оздоровительная
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно
правовыми документами:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 14.06.2022г.)
«Об образовании в Российской Федерации».
•
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и
науки РФ от 31 мая 2021 г. № 287).
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Цель программы: создание условий для развития двигательных
способностей,
приобщения
к
систематическим
занятиям
учащихся
посредством физических упражнений
Задачи программы:
Обучающие:
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
спортивным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из
базовых видов спорта;
бучение простейшим способам контроля над физической нагрузкой,
отдельными
показателями
физического
развития
и
физической
подготовленности;
формирование знаний об истории и развитии отдельных видов спорта и
физической культуры;
формирование знаний о способах и особенностях движений, передвижений; о
работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении
физических упражнений, о способах простейшего контроля над
деятельностью этих систем;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в
жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и
физической подготовленности.
Развивающие:
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
спортивными играми, формам активного отдыха и досуга;
развитие дыхательной, сердечно-сосудистой системы, опорнодвигательного
аппарата;
развитие
скоростных,
скоростно-силовых,
силовых,
координационных
способностей, выносливости и гибкости.
крепление здоровья учащихся посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем
организма.
Воспитывающие:
воспитание устойчивого интереса к занятиям физической культуры;
воспитание чувства
коллективизма,
товарищества,
взаимовыручки
и
взаимопомощи;
воспитание смелости, активности, преодоления страхов и чувства неловкости.
Формы организации образовательного процесса: для успешной
реализации
учебного
процесса
используются
групповые
занятия.
Индивидуальные
занятия
предусматриваются
для
отработки
важных
моментов поведения и деятельности обучающегося, которые по тем или иным
причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия могут, как являться
продолжением групповой работой, так и быть частью коррекционной
программы, так как позволяют корректировать выявленные пробелы.
Виды деятельности: комбинированное занятие, интерактивная
лекция с использованием презентаций и научно-технических фильмов, беседа,
практическое занятие, упражнение, Групповые практические занятия;
Групповые и индивидуальные теоретические занятия; Индивидуальные
занятия с отдельными спортсменами; Самостоятельные тренировки по
заданию тренера; Участие в спортивных соревнованиях.
Формы контроля: практическая работа, творческая работа. Конкурс,
открытое занятие, наблюдение, опрос. Участия в соревнованиях (внутри
школьные, районные, региональные, всероссийские). Сдача нормативов ОФП
с выявление уровня физической подготовленности. Форма промежуточной
аттестации: Зачет по ОФП.
Взаимосвязь
с
программой
воспитания:
«Спортивные игры» разработана с учётом
воспитания
МАОУ
СОШ
№
Программа
рекомендаций
курса
Программы
300 «Перспектива». Это позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога,
ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие учащегося.
Это проявляется:
–
в приоритете личностных результатов реализации программы,
нашедших своё отражение и конкретизацию в программе воспитания ОУ;
–
в
возможности
включения
школьников
организуемую школой программы воспитания ОУ.
в
деятельность,
Программа курса «Спортивные игры» рассчитана на 68 часов и
предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 2 лет (5-6
классы):
–
5 класс – 34 часа;
–
6 класс – 34 часа;
Планируемые результаты освоения курса.
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
Планируемые результаты 5-6 классы.
Личностный результат:
–
внутренняя позиция школьника на уровне положительного
отношения к школе и занятиям физической культуры;
–
ответственно относится к порученному делу;
–
проявляет стремление к самостоятельной работе;
–
самостоятельно готовится к участию в мероприятиях.
Метапредметный результат:
–
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные:
–
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
–
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
определять
наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;
–
формирование
умения
понимать
причины
успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
–
определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
–
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учета интересов сторон и сотрудничества;
–
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
Коммуникативные:
–
планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками;
–
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
–
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
–
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
–
управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка его
действий;
–
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
–
владение монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,
современных средств коммуникации;
–
умение слушать собеседника.
Познавательные:
–
Умение строить по росту, выполнять простые команды;
–
Способы развития физических качеств;
–
Организация деятельности с учетом требований её безопасности;
–
Умение контролировать скорость и расстояние при беге;
–
Умение бежать со средней скоростью и ускоряться;
–
Планировать спортивные занятия в режиме дня, организовывать
отдых досуг в течение дня с использованием средств физической культуры;
–
Уметь выбрать для себя с учетом своих особенностей способ
закаливания;
–
Необходимость отслеживания состояния здоровья;
–
Отслеживать двигательные действия, составляющие содержание
спортивных игр;
–
Умение самостоятельно разрабатывать стратегию игры;
–
Осваивать
технику
физических
упражнений
прикладной
направленности.
Предметный результат:
-Понимание роли и значения физической культуры в формировании
личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,
укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
-Овладение системой знаний о физическом совершенствовании
человека, создание основы для формирования интереса к расширению и
углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и
олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения
и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических
занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной,
тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом
индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать
содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной
недели;
-Приобретение опыта организации самостоятельных систематических
занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и
профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную
помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в
организации и проведении занятий физической культурой, форм активного
отдыха и досуга;
-Расширение опыта организации и мониторинга физического развития
и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за
динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее
состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий
физической культурой посредством использования стандартных физических
нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы
физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на
организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с
разной целевой ориентацией;
-Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих,
оздоровительных
и корригирующих
упражнений, учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим
учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами
и
физическими
упражнениями
из
базовых
видов
спорта,
умением
использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной
деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений,
ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение
функциональных возможностей основных систем организма.
Содержание программы – 5 класс (34 часа)
№
Раздел
п/п
1
Физическая
культура как
область знаний
2
Итого:
Общая физическая
подготовка
Кол-во
Содержание
часов
4
Влияние упражнений на различные
системы организма;
Физические упражнения как способ
чередования нагрузок.
Элементы здорового образа жизни.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
4
10
Спринтерский бег,
Низкий старт,
Эстафетный бег,
Кроссовая
подготовка,
Челночный бег,
Техника
выполнения
прыжка в длинну с
места,
Техника
выполнения
прыжка в длинну
с разбега,
Техника прыжка в высоту способом
«перешагивание»,
Метание набивного мяча,
Тестирование по разделу: «Общая физическая
подготовка».
Итого:
10
5
Спортивные игры:
Баскетбол
20
7
Волейбол
9
Стойки и перемещения игрока;
Верхний и нижний приём мяча;
Приём мяча от сетки;
Передача мяча с продвижением;
Нападающий удар после набрасывания мяча
партнёром;
Верхняя передача за головой через сетку;
Верхняя передача кулаком;
Нижняя прямая подача;
Боковая подача мяча.
Футбол
4
Ведение футбольного мяча «по прямой»,
Ведение футбольного мяча «змейкой»,
Обводка мячом ориентиров,
Игровая деятельность с использованием
технических приёмов обводки.
Итого:
Итого:
20
34
Стойки и перемещение игрока;
Ловля и передача мяча от груди;
Остановки, повороты;
Броски мяча после ведения;
Штрафной бросок;
Содержание программы – 6 класс (34 часа)
№
Раздел
п/п
1
Физическая
культура как
область знаний
2
Итого:
Общая физическая
подготовка
Кол-во
Содержание
часов
4
Влияние упражнений на различные
системы организма;
Физические упражнения как способ
чередования нагрузок.
Элементы здорового образа жизни.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
4
10
Спринтерский бег,
Низкий старт,
Эстафетный бег,
Кроссовая
подготовка,
Челночный бег,
Техника
выполнения
прыжка в длинну с
места,
Техника
выполнения
прыжка в длинну
с разбега,
Техника прыжка в высоту способом
«перешагивание»,
Метание набивного мяча,
Тестирование по разделу: «Общая физическая
подготовка».
Итого:
10
5
Спортивные игры:
Баскетбол
20
7
Стойки и перемещение игрока;
Ловля и передача мяча от груди;
Остановки, повороты;
Броски мяча после ведения;
Штрафной бросок;
Судейство;
Игровая деятельность.
9
Стойки и перемещения игрока;
Верхний и нижний приём мяча;
Приём мяча от сетки;
Передача мяча с продвижением;
Нападающий удар после набрасывания мяча
партнёром;
Верхняя передача за головой через сетку;
Верхняя передача кулаком;
Нижняя прямая подача;
Боковая подача мяча.
Футбол
4
Ведение футбольного мяча «по прямой»,
Ведение футбольного мяча «змейкой»,
Обводка мячом ориентиров,
Игровая деятельность с использованием
технических приёмов обводки.
Итого:
Итого:
20
34
Волейбол
Тематическое планирование (5 класс)
№
п/
п
1
Тема занятия
Вс
Формы
Электрон
В том
е
внеурочной
ные
числе
го Тео Пра деятельности (цифровы
час рия кти
е)
ов
образова
ка
тельные
ресурсы
Физическая культура как область знаний
Влияние
1
1
0 Лекция,
упражнений
на
беседа
различные
системы
организма
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
2
Физические упражнения
как способ чередования
нагрузок
1
1
0
Лекция,
беседа
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
3
Элементы здорового образа
жизни
1
1
0
Лекция,
беседа
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
4
Физкультурнооздоровительная
деятельность
1
0
1
Практически
е
упражн
ения
Общая физическая подготовка
Спринтерский бег
1
0
1 Практически
е
упражнения
Низкий старт
1
0
1 Практически
е
упражнения
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
7
Эстафетный бег
1
0
1
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
8
Кроссовая подготовка
1
0
1
5
6
Беседа,
практически
е
упражнения
Беседа,
практически
е
упражнения
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
9
Челночный бег
1
0
1
10
Техника
выполнения
прыжка в длину с места
1
0
1
11
Техника выполнения
прыжка в длину с разбега
1
0
1
12
Техника прыжка в высоту
способом
«перешагивание»
1
0
1
13
Метание набивного мяча
1
0
1
14
Тестирование по разделу:
1
0
1
«Общая физическая
подготовка»
Спортивные игры:
Баскетбол
1
0
1
Стойки и
перемещение
игрока
15
16
Ловля и передача мяча от
груди
1
0
1
17
Остановки,
повороты
1
0
1
18
Броски мяча
после ведения
1
0
1
19
Штрафной бросок
1
0
1
20
Судейство
1
0
1
Практически
е
упражнения
Беседа,
практически
е
упражнения
Беседа,
практически
е
упражнения
Беседа,
практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Тестировани
е
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
Практически https://resh.ed
u.ru/subject/9/
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
21
Игровая деятельность
1
0
1
Практически https://resh.ed
u.ru/subject/9/
е
упражнения
Лекция,
Беседа,
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
Волейбол
22
Стойки
и
перемещени
я игрока
1
0
1
23
Верхний и нижний приём
мяча
1
0
1
24
Приём мяча
от сетки
1
0
1
25
Передача
мяча
продвижением
1
0
1
26
Нападающий удар после
набрасывания мяча
партнёром
Верхняя передача за
головой через сетку
1
0
1
1
0
1
28
Верхняя передача кулаком
1
0
1
29
Нижняя прямая подача
1
0
1
30
Боковая подача мяча
1
0
1
Футбол
1
0
1
1
1
27
с
31
Ведение футбольного мяча
«по прямой»
32
Ведение футбольного мяча
«змейкой»
0
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
33
Обводка мячом ориентиров
1
0
1
34
Игровая деятельность с
использованием
технических приёмов
обводки
1
0
1
34
3
31
Итого:
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
Тематическое планирование (6 класс)
№
п/
п
1
Тема занятия
Вс
Формы
Электрон
В том
е
внеурочной
ные
числе
го Тео Пра деятельности (цифровы
час рия кти
е)
ов
образова
ка
тельные
ресурсы
Физическая культура как область знаний
Влияние
1
1
0 Лекция,
упражнений
на
беседа
различные
системы
организма
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
2
Физические упражнения
как способ чередования
нагрузок
1
1
0
Лекция,
беседа
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
3
Элементы здорового образа
жизни
1
1
0
Лекция,
беседа
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
4
Физкультурнооздоровительная
деятельность
1
0
1
5
6
Практически
е
упражн
ения
Общая физическая подготовка
Спринтерский бег
1
0
1 Практически
е
упражнения
Низкий старт
1
0
1 Практически
е
упражнения
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
7
Эстафетный бег
1
0
1
8
Кроссовая подготовка
1
0
1
9
Челночный бег
1
0
1
10
Техника
выполнения
прыжка в длину с места
1
0
1
11
Техника выполнения
прыжка в длину с разбега
1
0
1
12
Техника прыжка в высоту
способом
«перешагивание»
1
0
1
13
Метание набивного мяча
1
0
1
14
Тестирование по разделу:
1
0
1
«Общая физическая
подготовка»
Спортивные игры:
Баскетбол
1
0
1
Стойки и
перемещение
игрока
15
16
Ловля и передача мяча от
груди
1
0
1
17
Остановки,
повороты
1
0
1
18
Броски мяча
после ведения
1
0
1
Беседа,
практически
е
упражнения
Беседа,
практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Беседа,
практически
е
упражнения
Беседа,
практически
е
упражнения
Беседа,
практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Тестировани
е
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
Практически https://resh.ed
u.ru/subject/9/
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
19
Штрафной бросок
1
0
1
20
Судейство
1
0
1
21
Игровая деятельность
1
0
1
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
Лекция,
Беседа,
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
Волейбол
22
Стойки
и
перемещени
я игрока
1
0
1
23
Верхний и нижний приём
мяча
1
0
1
24
Приём мяча
от сетки
1
0
1
25
Передача
мяча
продвижением
1
0
1
26
Нападающий удар после
набрасывания мяча
партнёром
Верхняя передача за
головой через сетку
1
0
1
1
0
1
28
Верхняя передача кулаком
1
0
1
29
Нижняя прямая подача
1
0
1
30
Боковая подача мяча
1
0
1
27
с
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
Футбол
1
0
1
31
Ведение футбольного мяча
«по прямой»
32
Ведение футбольного мяча
«змейкой»
1
0
1
33
Обводка мячом ориентиров
1
0
1
34
Игровая деятельность с
использованием
технических приёмов
обводки
1
0
1
34
3
31
Итого:
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
Практически
е
упражнения
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
https://resh.ed
u.ru/subject/9/
Учебно-методическое обеспечение:
1. А.П. Матвеев. Физическая культура. 6-7 классы. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Физическая культура М.2011г.
«Просвещение».
2. Рабочая программа «Физическая культура 5 – 9 классы» Автор:
Матвеев А.П.М. “Просвещение”,2012;
3. Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11
классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2010).
Цифровые образовательные ресурсы:
https://resh.edu.ru/subject/9/