Пояснительная записка
Данная программа разработана для учащихся 5-8 классов.
Программа учебного курса «Основы программирования» направлена на
технический профиль, более глубокое изучение тем, которые рассматриваются в курсе
информатики, подготовку к соревнованиям и олимпиадам по информатике, достижение
опыта решения нестандартных и креативных заданий по информатике и развитие учебной
и творческой мотивации.
Специфика программирования как синтетической науки, включающей элементы
математики, философии, стилистики, психологии и инженерии, состоит именно в том, что
преобладающий способ реализации ее собственных знаний — это работа со знаниями более
«конкретных» дисциплин (предметных областей).
Сочетание обучения методам, а не фактам, работы на примерах из смежных
школьных дисциплин, универсальности большинства изучаемых приемов превращает,
таким образом, информатику в дисциплину, максимально интегрирующую предметы
школьного курса. Такая концепция приводит к повышению эффективности процесса
обучения в целом. Необходимо подчеркнуть, что в ряде курсов наиболее существенным
приобретением ученика становятся не сколько знания, умения и навыки, а метаумения и
метанавыки, определяющие правильное формирование подхода к проблеме, способа ее
рассмотрения, поиска решения и реализации, а в конечном счете и организацию знания,
получаемого ребенком. Это является следствием системного подхода, применяемого как
непосредственно в процессе обучения, так и при планировании занятий. В конечном счете,
речь идет о выработке у ученика элементов системной методологии мышления. При полном
отсутствии этих компонент получается стандартное выучивание и воспроизведение, при
полном наличии — в идеале становится ненужным традиционный учебный процесс
(ребенок способен получать и организовывать материал самостоятельно). В ходе обучения
достигается компромисс между этими формами, он определяется индивидуально для
каждого ребенка, в зависимости от его мотиваций и склонностей.
Во время обучения проводятся занятия в лекционной, практической форме, кроме
этого в форме личностных и командных соревнований, где обучающиеся могут показать
полученные на занятиях знания, получить опыт участия в соревнованиях по
программированию.
В программе рассматривается один из актуальных языков программирования с
применением классических и улучшенных алгоритмов обработки данных. К особенности
программы можно отнести, что кроме обучающихся демонстрирующих успехи в
технической направленности, могут обучаться и другие, обучаясь справочному
сопровождению функций и самой программы. Для успешного обучения рекомендуется
знать основы алгоритмизации.
На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год в 5 классе,
34 часа в 6 классе, 34 часа в 7 классе, 34 часа в 8 классе.
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального
общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности
педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
2
Цели и задачи обучения
К общей цели обучения курсу в контексте основного образования с учетом
специфики учебного предмета является формирование универсального стиля научного и
практического мышления, основанного на системном подходе, направленного на
самостоятельное творческое познание и исследование окружающего мира. Это
конкретизируется в виде изучении общих закономерностей функционирования, создания и
применения крупных программ, разрабатываемых учениками.
Общеучебные задачи курса
1.
Организация процессов мышления и познания.
– Обучение наиболее общим приемам работы с информацией, пригодных для
использования в любой предметной области.
– Интеграция программ школьного курса, взаимное усиление информатики и
других школьных предметов по принципу: технология работы с информацией — из
информатики, конкретные примеры и задачи — из смежных предметов.
2.
Развитие самостоятельности в работе и творческой активности.
3.
Усвоение и развитие технологии рационального решения задач:
– Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных
алгоритмов
– Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не
предполагающих стандартное применение одного из них.
– Разработка собственных алгоритмов решения задач.
– Использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации.
– Владение умениями совместной деятельности (согласование и координация
деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение
общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Внутрипредметные общие задачи курса
1.
Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об
информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях.
2.
Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью
компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий,
организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результат.
3.
Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при
выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности.
4.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей средствами ИКТ.
5.
Воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и
этических аспектов её распространения, избирательного отношения к полученной
информации.
6.
Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при
выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности,
дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Важнейшей частью курса является формирование системы учебных ценностей
(предпочтений) ученика. В конечном счете, это формирование и есть основная инвариантная методологическая задача курса, так как все остальное — технология и будет
неотвратимо изменяться с течением времени.
3
1. Во главу угла ставится задача, ее решение и, главное, путь от задачи к решению,
а не программирование (кодирование) как таковое.
2. Для записи алгоритма на языке программирования выбирается минимальное
подмножество средств языка, чтобы не акцентировать внимания на кодировании и для
более легкого перехода на другие языки программирования.
3. Самостоятельность решения является ключевым условием, которое необходимо
доказать при сдаче работы.
4. Понимание учащимся тех средств, с помощью которых он решил задачу,
ставится выше уровня самих средств решения.
5. Аккуратность и надежность решения ставятся выше «программистских трюков»,
иногда позволяющих в отдельных случаях добиться несколько лучших результатов.
6. Главным методологическим принципом является системный подход.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
- интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями
оценивания.
Коммуникативные:
4
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Типы данных. Линейные программы.
Локальные переменные.» и «Условный оператор. Разветвляющиеся программы»:
- сформированность системы знаний о числе как результате счета и измерения, о
десятичном принципе записи чисел;
- сформированность вычислительных навыков, умений выполнять устно и
письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, оценивать
полученный результат по критериям: достоверность/реальность, соответствие
правилу/алгоритму;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Операторы
циклов.
Программирование циклических алгоритмов»:
- развитие пространственного мышления: умения распознавать, изображать (от
руки) и выполнять построение геометрических фигур (с заданными измерениями) с
помощью чертежных инструментов;
- развитие наглядного представления о симметрии; овладение простейшими
способами измерения длин, площадей.
Предметные результаты изучения блока «Массивы. Программирование с
использованием массивов.»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- развитие логического и алгоритмического мышления: умения распознавать
верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения в простейших случаях в учебных и
практических ситуациях, приводить пример и контрпример, строить простейшие
алгоритмы и использовать изученные алгоритмы (вычислений, измерений) в учебных
ситуациях;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные
результаты
изучения
блока
«Программирования
с
использованием функций» и «Строковые переменные. Программирования с
использованием строковых переменных»:
- приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической
форме (простейшие таблицы, схемы, столбчатые диаграммы) и текстовой форме: умения
извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы, заполнять готовые
формы данными;
- представление о семейных расходах и доходах;
- использование начальных математических знаний при решении учебных и
практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих
предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных
отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов;
- сформированность системы знаний о числе как результате счета и измерения, о
десятичном принципе записи чисел;
5
Содержание программы – 5 класс (34 часа)
№
Раздел
п/п
1 Основы
Python
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
Содержание
Техника безопасности. Введение в программирование.
Знакомство с Python
Практическая работа №1 «Первый запуск программы».
Переменные и арифметические операции
Практическая работа №2 «Операции деления».
Работа с выводом данных
Практическая работа №3 «Способы форматирования строк»
F-строки
Практическая работа №4 «Программа для оплаты товара в
магазине».
Строки
Практическая работа №5 «Программа оценки магазина».
Индексация
Практическая работа №6 «Оценки покупателей».
Логические операторы.
Практическая работа №7 «Скидки покупателей».
Условный оператор if
Практическая работа №8 «Приложение для определения
погоды».
Конструкция if-else
Практическая работа №9 «Приложение «Угадай число».
Конструкция if-elif-else
Практическая работа №10 «Текстовый бот с рекомендациями
фильмов».
Цикл while
Практическая работа №11 «Простые задачи на циклы».
Цикл while-else
Практическая работа №12 «Минимальный делитель».
Прерывания цикла while
Практическая работа №13 «Игра «Викторина».
Цикл for
Практическая работа №14 «Простые задачи на циклы».
Цикл for-else
Практическая работа №15 «Средний балл».
Ревью. Программа с циклом
Практическая работа №16 «Итоговый проект».
Итоговая работа 1 «Основы Python»
34
6
Содержание программы 6 класс (34 ч)
№
Раздел
п/п
1 Массивы.
Программирование
с использованием
массивов.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2.
Итого
Функции.
Локальные
и глобальные переменные.
Программирования
с использованием
функций
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3.
Итого
Строковые
переменные. Программиро-
1
14
1
1
1
1
1
Содержание
Массивы. Общие понятия об одномерных массивах. Создание
массива.
Массивы. Обращение к элементу массива. Перебор элементов
массива.
Практическая работа №1 «Перебор элементов массива».
Массивы. Ввод массива с клавиатуры. Заполнение массива
случайными числами.
Практическая работа №2 «Заполнение массива случайными
числами».
Алгоритмы обработки массивов. Сумма элементов массива.
Практическая работа №3 «Алгоритмы обработки массивов».
Практическая работа №4 «Нахождение суммы элементов
массива».
Алгоритмы обработки массивов. Подсчёт элементов массива,
удовлетворяющих условию.
Практическая работа №5 «Подсчёт элементов массива».
Алгоритмы обработки массивов. Списки в Python.
Алгоритмы обработки массивов. Поиск минимального элемента в массиве.
Практическая работа №6 «Поиск минимального элемента».
Отработка навыков решения задач на программирование массивов.
Решение олимпиадных заданий с использованием массивов.
Модуль. Функции.
Функции abs(x) и sqrt(x).
Практическая работа №7 «Использование стандартных функций».
Описание функции.
Функция возврата значений.
Функция нахождения максимума из двух чисел.
Практическая работа №8 «Функция нахождения максимума
из двух чисел».
Значение переменных в языках программирования.
Объявление переменной.
Присвоение значений переменным.
Локальные переменные.
Глобальные переменные.
Практическая работа №9 «Создание и работа с локальными
переменными».
Практическая работа №10 «Создание и работа с глобальными
переменными».
Текстовые переменные str. Длина строки len.
Преобразование других типов данных в строку.
Сложение, умножение, индексация строк
Практическая работа №11 «Строковые переменные».
7
вания с использованием строковых переменных
Итого
Итого
Итоговая практическая работа №12 «Написание программы
по условию задачи».
5
34
8
Содержание программы – 7 класс (34 часа)
№
Раздел
Кол-во
п/п
часов
1 Погружение
1
в Python
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
Содержание
Списки.
Обработка списков
Практическая работа №1 «Простые программы со списками».
Работа со списками
Практическая работа №2 «Составление программ на обработку
списков».
Функции списков
Практическая работа №3 «Программа для составления
покупок»
Методы работы со списками
Практическая работа №4 «Программа «Список дел».
Словари
Практическая работа №5 «Программа для выбора фильма».
Методы работы со словарями
Практическая работа №6 «Русско-английский переводчик».
Вложенные циклы.
Практическая работа №7 «Игра «Быки и Коровы».
Управление вложенным циклом
Практическая работа №8 «Игра «Крестики-нолики».
Функции
Практическая работа №9 «Простые программы с функциями».
Функции в программе
Практическая работа №10 «Викторина».
Возвращаемые значения
Практическая работа №11 «Школьный помощник».
Модули
Практическая работа №12 «Модуль math».
Важные модули
Практическая работа №13 «Морской бой».
Библиотеки
Практическая работа №14 «Змейка».
Обработка событий для нажатия клавиш
Добыча для змейки
Увеличиваем длину змейки
Практическая работа №15 «Ручная проверка разработанной
игры».
Итоговая работа 2 «Ревью. Игра Змейка»
34
9
Содержание программы – 8 класс (34 часа)
№
Раздел
п/п
1 Создание
ботов на
языке
Python
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого
Содержание
Работа с файлами
Практическая работа №32 «Простые программы с файлами».
Чат-боты.
Первый бот
Практическая работа №33 «Игра «Кто хочет стать
миллионером?».
Telegram Bot API
Практическая работа №34 «Телеграм-бот «Напоминалка».
Бот-игра «Кости»: разработка алгоритма
Бот-игра «Кости»: разработка кода
Update
Практическая работа №35 «Общение с ботом».
Бот-редактор: разработка алгоритма
Бот-редактор: разработка кода
Практическая работа №36 «Функция проверки орфографии».
Фильтры
Пользовательские фильтры
Практическая работа №37 «Доработка бота фильтрами».
Reply Keyboard
Игровой бот: разработка алгоритма
Игровой бот: разработка кода
Практическая работа №38 «Игровой бот: кнопка Повторить».
Кнопка «Menu»
Практическая работа №39 «Menu в BotFather».
Inline Keyboard
Практическая работа №40 «Добавление Inline кнопок».
Квиз-бот: разработка алгоритма
Квиз-бот: разработка кода
Практическая работа №41 «Добавление вопросов».
Практическая работа №42 «Добавление кнопки Повторить».
Разметка сообщений
Практическая работа №43 «Добавление разметки сообщений в
бот».
Редактирование сообщений
Практическая работа №44 «Доработка ботов с использованием
редактирования сообщений».
Итоговая работа 3 «Демонстрация разработанного бота»
34
10
Учебно-методическое обеспечение
1. В.Ю. Полищук, Ю.А. Иванова, Е.С. Попова ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА
PYTHON.
2. К. А. Амоа, Н. А. Рындин, Ю. С. Скворцов РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ
ПАКЕТОВ НА ЯЗЫКЕ PYTHON Учебное пособие.
3. Л. Самыкбаева, А. Беляев, А. Палитаев, И. Ташиев, С.Маматов Программирование
на языке Python для школьников: Учебное пособие по изучению языка
программировани Python.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. https://docs.python.org/3/tutoriаl/index.html – страница разработчиков, где выложен код
2. http://www.leаrnpython.org/ Сайт «Изучение Питон»