ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса для внеурочной деятельности «В мире естествознания» - интегрированный
курс для школьников, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.
Программа создаёт возможности для успешного адаптационного периода при переходе
обучающихся с младшей на основную ступень обучения. Познакомившись в начальной школе с
компонентами природы и её разнообразием, с природой родного края и своей страны, обучающиеся
готовы воспринимать картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе биологии и
географии 5-6 классов.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
•
•
•
пропедевтика основ физики, химии, астрономии, биологии и географии;
получение учащимися представлений о методах научного познания природы; формирование
элементарных умений, связанных с выполнением простейшего учебного лабораторного
эксперимента (исследования);
формирование у учащихся интереса к предметам естественнонаучного цикла.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения
ряд взаимосвязанных задач:
•
•
•
обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для
высказывания школьниками суждений научного, нравственного, эстетического характера
по поводу взаимодействия человека и природы;
уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и
утилитарные ценности;
использовать все возможности для становления привычек следовать научным и
нравственным принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и
других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Подобное построение курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и
развитием школьников, но и несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая
функция курса заключается в формировании у школьников потребности познания окружающего
мира и своих связей с ним: экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ 5 КЛАССА
Раздел 1. Изучение природы (5 ч)
Природа живая и неживая. Явления природы. Человек — часть природы. Влияние человека
на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология,
физическая география, биология, экология. Физика и химия — науки о природе. Что изучает физика.
Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдение, опыт,
теория. Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирка, колба,
лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы,
держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания
вещества.
Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка.
Демонстрации
Набор приборов и инструментов: часы, весы, линейка, термометр, лупа, микроскоп, бинокль.
Практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований. Правила работы в лаборатории.
Проведение наблюдений, опытов и измерений.
Раздел 2. Вселенная (6ч)
Как древние люди представляли себе вселенную. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель
Вселенной по Птолемею. Система мира по Н. Копернику. Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии
и пропаганде учения Н. Коперника. Солнечная система, её состав. Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Плутон. Кометы. Метеориты. Созвездия. Солнце как ближайшая нам звезда.
Знакомство с простейшими астрономическими приборами. Исследования космического
пространства. Ю. А. Гагарин — первый космонавт Земли. Освоение космоса людьми - орбитальные
космические станции.
Демонстрации
Карта звёздного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной
системы.
Раздел 3. Строение и свойства вещества (10 ч)
Тела и вещества. Строение твёрдых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и
газообразных тел. Молекулы. Атомы. Чистые вещества и смеси, простые и сложные. Явления
природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые) и химические явления.
Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.
Демонстрации
Опыты по электризации тел путём трения.
Проведение простейших химических опытов.
Практическая работа.
Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел.
Разделение смесей.
Раздел 4. Человек на Земле (6 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и
австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец,
кроманьонец, современный человек). Страницы истории географических открытий.
Географические представления древнегреческих учёных. Открытие Америки, Австралии,
Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далёких земель. Изменения в
природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый
эффект, радиоактивные отходы. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического
разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов
загрязнений.
Раздел 5. Человек дополняет природу (3 ч)
Механизмы — помощники человека. Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива.
Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.
Создание материалов с заранее заданными
морозостойкие материалы, искусственные кристаллы.
свойствами:
твердые,
жаропрочные,
Полимеры, свойства и применение некоторых из них. Волокна: природные и искусственные,
их свойства и применение. Каучуки и резина, их свойства и применение.
Демонстрации
Выращивание кристалла.
Знакомство с коллекцией пластмасс.
Знакомство с коллекцией волокон.
Изменение формы полиэтилена при нагревании.
Раздел 6. Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 ч)
Общий обзор строения тела человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные
привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).
Правила поведения в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и
др.). Травмы. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Практическая работа
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи при травмах.
Измерение роста, температуры, массы тела.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДЛЯ 6 КЛАССА
1. Изучение природы (4 ч)
Изучение природы человеком. Естественнонаучные науки (астрономия, физика, химия,
география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение и опыты.
Измерительные приборы.
Демонстрации.
Набор приборов и инструментов (часы, весы, линейка, термометр, лупа), портреты великих
естествоиспытателей.
2. Вселенная (8 ч)
Представления о Вселенной. Модель Вселенной по Птолемею. Система мира по Н.
Копернику. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы, планеты- гиганты, спутники
планет, метеоры, метеориты. Многообразие звезд. Солнце как ближайшая к нам звезда.
Демонстрации.
Модель солнечной системы. Карта звездного неба. Фотографии планет Солнечной системы.
3. Земля (8 ч)
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Горные породы. Минералы, полезные
ископаемые. Вещества в окружающем мире. Природные явления, физические и химические
явления. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Вещества в окружающем мире и
их использование человеком. Состав воздуха. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной
поверхностью. Погода. Демонстрации.
Примеры простых и сложных веществ, смесей. Модели различных атомов и молекул.
Примеры различных явлений (механических, тепловых, световых).
4. Жизнь на Земле (10 ч)
Клеточное строение организмов. Разнообразие клеток растительного и животного
организмов. Царства живой природы. Среда обитания. Природные зоны Земли.
Демонстрации.
Таблицы «Царства живой природы», «Природные зоны Земли», «Природные сообщества»,
микропрепараты растительных и животных клеток.
5. Человек на Земле (4 ч)
Научные представления о происхождении человека. Страницы истории географических
открытий. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека.
Важнейшие экологические проблемы. Здоровье человека и безопасность жизни. Правила
поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы
оказания первой доврачебной помощи.
Демонстрации.
Ядовитые растения и животные.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Естествознание» являются:
•
•
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
Формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики;
•
•
Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты
окружающей среды;
Формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.
Метапредметными результатами изучения курса «Естествознание» являются:
•
•
•
Освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана,
использование приборов, формулировка выводов и т. п.);
Формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме
(таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, СБ,
периодические издания и т. д.);
Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и
т. д.).
Предметными результатами изучения курса «Естествознание» являются:
•
•
•
№
п/п
Освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего
изучения систематических курсов естественных наук;
Формирование элементарных исследовательских умений;
Применение полученных знаний и умений для решения практических задач.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
Наименование
Количество
Основные формы
Электронные (цифровые)
разделов и тем
часов
деятельности
образовательные ресурсы
программы
1
Изучение природы
5
2
Вселенная
6
3
4
Строение и свойства
веществ
10
Человек на Земле
6
5
6
Человек дополняет
природу
3
Человек, его здоровье
и безопасность жизни
4
Итого
№
п/п
1
Беседа, обсуждение,
практикум,
использование
презентации,
экскурсия
Беседа, обсуждение,
использование
презентации,
практикум
Беседа, обсуждение,
практикум,
использование
презентации
Беседа, обсуждение,
использование
презентации
Беседа, обсуждение,
использование
презентации
Беседа, обсуждение,
использование
презентации
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
http://schoolcollection.edu.ru/).
http://ebio.ru/
http://bio.1september.ru/urok/
http://djvu-inf.narod.ru/
http://biology.ru/index.php
34
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6 КЛАССА
Наименование
Количество
Основные формы
Электронные (цифровые)
разделов и тем
часов
деятельности
образовательные ресурсы
программы
Беседа, обсуждение,
Изучение
4
практикум,
природы
Библиотека ЦОК
использование
https://m.edsoo.ru/7f413368
презентации,
http://schoolпрактикум
collection.edu.ru/).
2
Вселенная
8
3
Земля
8
4
Жизнь на Земле
10
5
Человек на Земле 4
Беседа, обсуждение,
использование
презентации,
практикум
Беседа, обсуждение,
использование
презентации,
практикум
Беседа, обсуждение,
использование
презентации,
практикум
Беседа, обсуждение,
использование
презентации,
практикум
http://ebio.ru/
http://bio.1september.ru/urok/
http://djvu-inf.narod.ru/
http://biology.ru/index.php
Общее количество 34
часов:
№
п/п
1
2
3
4
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
Тема урока
Количество часов
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Всего
Практические
работы
Введение. Природа.
1
Библиотека ЦОК
Человек — часть природы
https://m.edsoo.ru/7f413368
Тела и вещества. Что
1
http://schoolизучают физика и химия
collection.edu.ru/).
Что изучают биология и
1
http://ebio.ru/
география
http://bio.1september.ru/urok/
Методы исследования
1
1
http://djvu-inf.narod.ru/
природы.
http://biology.ru/index.php
Лабораторное оборудование
5
Измерения. Измерительные
приборы
Древняя наука астрономия. В
мире звезд
От Коперника до наших дней
1
Соседи Солнца
Кометы. Метеориты.
Созвездия.
Исследование космического
пространства
Урок - ролевая игра
«Путешествие по Галактике»
Древняя наука астрономия. В
мире звезд
Вещества, состояния
веществ - твёрдое,
жидкое, газообразное.
Свойства веществ.
1
1
Свойства твёрдых тел,
жидкостей и газов.
Вещества и смеси
Молекулы. Атомы.
Элементы.
Движение частиц вещества
Взаимодействие частиц
Разнообразие веществ
Явления природы.
Физические явления
Химические явления.
Горение
Использование человеком
явлений природы
Механизмы – помощники
человека
Энергия. Источники энергии.
Различные виды топлива
1
1
1
1
1
24
Как человек открывал Землю.
Географические открытия
1
25
26
Великие путешественники
Как человек изменил Землю.
Жизнь под угрозой
Урок – сказка «Путешествие
по экологической тропе»
Механизмы – помощники
человека
Энергия. Источники энергии.
Различные виды топлива
1
1
Материалы для современной
техники. Полимеры.
Волокна
Человек и окружающая среда
1
1
1
1
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
27
28
29
30
31
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32
33
34
Как сберечь своё здоровье и
жизнь
Вредные привычки и их
предупреждение
Заключительный урок-игра
«Человек и природа»
Всего
1
1
1
1
34
8
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 6 КЛАССА
№ п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
Практические
работы
1
Методы изучения природы
2
1
2
Проект «Использование
2
1
старинных мер для измерения
величин»
Библиотека ЦОК
3
Соседи Солнца
2
1
https://m.edsoo.ru/7f413368
4
Проект «Солнечная система»
2
1
http://school5
Астероиды. Кометы Метеоры.
2
1
collection.edu.ru/).
Метеориты.
http://ebio.ru/
6
Мир звезд
2
1
http://bio.1september.ru/urok/
7
Суша
2
1
http://djvu-inf.narod.ru/
8
Воздушная одежда Земли
2
1
http://biology.ru/index.php
9
Вода на Земле
2
1
10
Неповторимая планета
2
1
11
Разнообразие живого
2
1
12
Три среды обитания
2
1
13
Жизнь на разных материках
2
1
14
Природные зоны земли
2
1
15
16
17
Жизнь в морях и океанах
Не станет ли Земля пустыней?
Здоровье человека и
безопасность жизни
Общее количество часов
2
2
2
1
1
1
34
17
Pow ered by TC PDF (www .tc pdf.org)