Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 300 «Перспектива» на 2024-2025 учебный год Нормативно-правовая база Учебный план Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 300 «Перспектива» (далее –МАОУ СОШ №300 «Перспектива») на 2024-2025 учебный год является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса. Учебный план начального общего образования МАОУ СОШ №300 «Перспектива» разработан на основе нормативных документов: 1. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). 2. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 18 июля 2022 г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения от 31 мая 2021 года № 286. 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (зарегистрирован 12.07.2023 № 74229). 5. Приказ Минпросвещения России от 22.01.2024 № 31 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования». 6. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19 марта 2024 года № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830). 8. Приказ Министерства просвещение Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 62 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 01.03.2024 №77380). 9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»). 10. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 11. Устав МАОУ СОШ №300 «Перспектива». 2 12. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №300 «Перспектива». Общие положения Учебный план НОО МАОУ СОШ №300 «Перспектива» отражает Концепцию развития школы, обеспечивает реализацию требований ФГОС НОО, соответствует Варианту 1 Федерального учебного плана образовательных организаций, реализующих ООП НОО, который фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объемаудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы МАОУ СОШ №300 «Перспектива», разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счёт учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Вариативность содержания образовательных программ начального общего образованияреализуется через возможность формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объём обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объём части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого образовательной организацией, - 20% от общего объёма. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих ООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Расписание учебных занятий составляется с учётом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объём максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать действующим санитарным правилам и нормативам. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом обязательных для изучения учебных предметов. Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена предметами «Русский язык», «Литературное чтение». Начальным этапом изучения «Русского языка» является курс «Обучение грамоте» в 1 классе. После курса «Обучение грамоте» начинается изучение предмета «Русский язык» и «Литературное чтение». Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом «Иностранный язык». Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. При проведении занятий осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. 3 Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом «Математика». Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)» представлена предметом «Окружающий мир». Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представлена курсом «Основы религиозных культур и светской этики». На изучение предмета отведено 34 часа в 4 классе. При изучении предмета выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Предметная область «Искусство» представлена предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство». Предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» изучаются с 1 по 4 класс по одному часу в неделю каждый. Предметная область «Технология» представлена предметом «труд (технология)1». Предмет изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура». В учебный план включено 2 часа физической культуры. Двигательная активность обучающихся достигается путем привлечения их к занятиям в рамках внеурочной деятельности (спортивные мероприятия, секции). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы. В учебном плане МАОУ СОШ №300 «Перспектива» предусмотрен курс «Подвижные игры», 1 час в неделю в 1-3классах – дополняет учебный предмет «Физическая культура» и является третьим часом физической активности. При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материальнотехнических и иных) возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей). Режим работы школы Учебный год в МАОУ СОШ №300 «Перспектива» начинается 2 сентября 2024 года и заканчивается 26 мая 2025 года. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе – 33 недели. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3345 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 1 классе - 21 час, во 2 – 4 классах – 23 часа. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в неделю -5 уроков. для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков. 1 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830). 4 Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8 учебных недель; во втором полугодии – не более 10 недель. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование период учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока составляет: в 1 классе – 35 минут (сентябрь – декабрь), 40 минут (январь – май), в 2–4 классах – 40 минут. Суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 1 час – для 1 класса, 1,5 часа – для 2 и 3 классов, 2 часа – для 4 класса. Образовательной организацией осуществляется координация и контроль объёма домашнего задания обучающихся каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами. Учебный план образовательной организации может также составляться в расчёте на весь учебный год или иной период обучения, включая различные недельные учебные планы с учётом специфики календарного учебного графика образовательной организации. Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется на основе текущей аттестации, включающей в себя поурочное, тематическое и другие виды оценивания. Промежуточная аттестация обучающихся 2-4 классов делится на четвертную и годовую аттестацию. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению педагогического совета при условии освоения обучающимися основной образовательной программы по всем предметам учебного плана без оценки (оценок) «неудовлетворительно» по итогам промежуточной аттестации. В первом классе с целью адаптации обучающихся к условиям образовательного процесса используется безотметочная система обучения и качественная оценка успешности освоения основной образовательной программы начального общего образования. Промежуточная оценка выставляется с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ №300 «Перспектива». В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Во 2-4 классах выставляются отметки за текущее освоение образовательных программ. Результаты текущего контроля успеваемости фиксируются в электронном журнале. По предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» в 4 классе не предусмотрена аттестация. В конце года обучающиеся представляют творческую или проектную работу по данному предмету. Годовая аттестация проводится для всех обучающихся 1-4 классов. Процедура годовой аттестации включает в себя: • проверку и оценку навыка чтения (1-4 классы); • итоговую комплексную работу (1-4 классы) • диктант с грамматическим заданием (2-4 классы); • контрольную работу по математике (2-4 классы); Для проведения промежуточной аттестации могут быть использованы следующие формы письменного контроля (тестирование, контрольная работа, диктант (словарный, с 5 грамматическим заданием, математический), контрольное списывание; а также формы устного контроля (чтение, аудирование, устная речь, диалог, монолог, доклад), практического (практическая работа) и комбинированного контроля (зачет, учебный проект или учебное исследование, комплексная работа). Обучающиеся, освоившие в полном объёме основную общеобразовательную программу начального общего образования допускаются к обучению на уровень основного общего образования. Освоение основных образовательных программ начального общего образования завершается итоговой аттестацией. Нормативный срок освоения ООП НОО составляет 4 года. Учебный план НОО МАОУ СОШ №300 «Перспектива» выдержан по структуре и не превышает максимально допустимую нагрузку, сбалансирован относительно всех образовательных областей и соответствует санитарно-гигиеническим нормам и требованиям. 6 Учебный план начального общего образования МАОУ СОШ № 300 «Перспектива» на 2024/2025 учебный год 1-4 классы Предметные области Русский язык и литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание («окружающий мир») Основы религиозных культур и светской этики Искусство Учебные предметы/классы Количество часов в неделю/год 1 2 3 4 классы классы классы классы Обязательная часть Русский язык 5/165 5/170 5/170 5/170 Литературное 4/132 4/136 4/136 4/136 чтение Иностранный 2/68 2/68 2/68 язык Математика 4/132 4/136 4/136 4/136 Всего 20/675 16/540 6/204 16/540 Окружающий мир 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 Основы религиозных 1/34 1/34 культур и светской этики Изобразительное 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 искусство Музыка 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Технология Труд (технология) 1/33 1/34 1/34 1/34 4/135 Физическая Физическая 2/66 2/68 2/68 2/68 8/270 культура культура Итого: 20/660 22/748 22/748 23/782 87/2938 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Подвижные игры 1/33 1/34 1/34 3/101 1 1 1 0 3 Итого часов формируемой части 21 23 23 23 ИТОГО недельная нагрузка Всего часов в год 693 782 782 782 3039 Учебные недели 33 34 34 34 135 Максимально допустимая недельная 21 23 23 23 90 нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами Учебный план разработан на основе варианта №1 федерального учебного плана Федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023г. №372 7